Счетной палатой Тульской области во исполнение статьи 264.4 БК РФ, статьи 30 Закона Тульской области «О бюджетном процессе в Тульской области», статьи 8 Закона Тульской области «О счетной палате Тульской области» подготовлено заключение по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета области за 2016 год.
Годовой отчет об исполнении бюджета области за 2016 год представлен Правительством области в законодательно установленный срок. Документы и материалы, представленные одновременно с Годовым отчетом, соответствуют перечню, установленному частью 2 статьи 30 Закона о бюджетном процессе области.
По данным Годового отчета основные характеристики исполнения консолидированного бюджета области за 2016 год составили:
доходы – 79 903 261,8 тыс. рублей, что на 875 424,2 тыс. рублей больше прогнозного показателя по доходам;
расходы – 80 261 537,7 тыс. рублей, что на 5 816 513,5 тыс. рублей (на 6,8%) ниже планового показателя, отраженного в Годовом отчете.
дефицит – 358 275,8 тыс. рублей, или 0,5% от объема доходов без учета безвозмездных поступлений.
Доля доходов бюджета области в общем объеме доходов консолидированного бюджета области (без учета внутренних оборотов) составила 65% (снизилась на 1,6 процентного пункта к уровню 2015 года), доля расходов – 65,4% (сократилась на 0,4 процентного пункта).
Законом о бюджете области на 2016 год в первоначальной редакции доходы бюджета области на 2016 год установлены в сумме 59 784 225,7 тыс. рублей; расходы бюджета области – в сумме 63 270 728,6 тыс. рублей, дефицит бюджета области – 3 486 502,9 тыс. рублей (7% к объему доходов бюджета области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).
В течение 2016 года изменения в Закон о бюджете области на 2016 год вносились 4 раза.
В результате уточнений основные параметры бюджета области составили:
доходы – 63 816 420,8 тыс. рублей (увеличены на 4 032 195,1 тыс. рублей, или на 6,7%, относительно первоначально утвержденного показателя);
расходы – 67 492 863,3 тыс. рублей (увеличены на 4 222 134,7 тыс. рублей, или на 6,7%);
дефицит – 3 676 442,5 тыс. рублей (7,2% к объему доходов бюджета области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).
Объем бюджетных ассигнований, утвержденных уточненной Сводной бюджетной росписью на 2016 год, составляет 67 653 012,1 тыс. рублей, что на 160 148,8 тыс. рублей больше объема расходов, утвержденных Законом о бюджете области на 2016 год. Отклонение обусловлено поступлением позже последнего уточнения бюджета области целевых средств, в том числе из федерального бюджета; от территориального фонда обязательного медицинского страхования Тульской области; из Пенсионного фонда РФ; прочих безвозмездных поступлений.
Исполнение бюджета области за 2016 год сложилось следующим образом:
доходы бюджета области – 64 704 208,1 тыс. рублей, что на 887 787,3 тыс. рублей (на 1,4%) больше объема доходов, утвержденного Законом о бюджете области на 2016 год;
расходы бюджета области – 65 340 295,5 тыс. рублей, что на 2 152 567,8 тыс. рублей (на 3,2%) ниже объема расходов, утвержденного Законом о бюджете области на 2016 год, и на 2 312 716,6 тыс. рублей (на 3,4%) ниже объема расходов, утвержденного уточненной Сводной бюджетной росписью (планового показателя, отраженного в Годовом отчете в соответствии с Инструкцией №191н);
дефицит бюджета области – 636 087,4 тыс. рублей, что составляет 1,2% от объема доходов без учета безвозмездных поступлений.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета области составили 51 889 660,9 тыс. рублей, что на 733 719,1 тыс. рублей (или на 1,4%) больше годового прогнозного показателя, учтенного в объеме доходов бюджета области.
В поступлениях налоговых и неналоговых доходов бюджета области 93% обеспечили следующие налоги: налог на прибыль организаций – 32,4% (16 804 706,4 тыс. рублей); налог на доходы физических лиц – 29,7% (15 405 845,6 тыс. рублей); акцизы – 22,7% (11 775 412,3 тыс. рублей); налог на имущество организаций – 8,2% (4 254 902,9 тыс. рублей).
В 2016 году поступления по налоговым и неналоговым доходам к уровню 2015 года в целом возросли на 4 099 254,7 тыс. рублей (на 8,6%), из них за счет увеличения поступлений: по акцизам (на 2 665 291,8 тыс. рублей, или на 29,3%); по налогу на доходы физических лиц (на 1 429 274,0 тыс. рублей, или на 10,2%); налогу на имущество организаций (на 327 323,5 тыс. рублей, или на 8,3%). В то же время отмечается уменьшение поступлений к уровню 2015 года по налогу на прибыль организаций (на 168 565,4 тыс. рублей, или на 1%); штрафам, санкциям, возмещению ущерба (на 53 932,4 тыс. рублей, или на 8,1%); по транспортному налогу с физических лиц (на 49 239,8 тыс. рублей, или на 5,2%).
Безвозмездные поступления в бюджет области составили 12 814 547,2 тыс. рублей, или 101,2% от объема, утвержденного в Законе о бюджете области на 2016 год.
Исполнение расходов бюджета области осуществляли 27 главных распорядителей бюджетных средств. Средний процент исполнения бюджета области по расходам составил 96,8% к показателям, утвержденным Законом о бюджете области на 2016 год и 96,6% к уточненной Сводной бюджетной росписи.
Общий объем неисполненных бюджетных ассигнований, установленных уточненной Сводной бюджетной росписью, составил 2 312 716,6 тыс. рублей (3,4% от общей суммы расходов бюджета области).
Объем программных расходов бюджета области составил 61 360 340,3 тыс. рублей (или 93,9% в объеме расходов бюджета области).
Расходы бюджета области направлялись на реализацию 23 государственных программ, уровень использования бюджетных ассигнований по которым в 2016 году составил 96,9% к уточненной Сводной бюджетной росписи. По 19-ти Госпрограммам сложился достаточно высокий уровень использования бюджетных ассигнований. По 4-м уровень использования бюджетных ассигнований – менее 95%.
В 2016 году отмечается неритмичное исполнение бюджета области по расходам. Кассовые расходы бюджета области в 1 квартале составили 19,7% от общего объема расходов, исполненных в 2016 году; во 2 квартале – 25,5%; в 3 и 4 кварталах – 22,8% и 32% соответственно.
В 2016 году бюджетные ассигнования дорожного фонда Тульской области использованы в сумме 4 175 608,6 тыс. рублей, что составляет 80% от показателей уточненной Сводной бюджетной росписи. Исполнение расходов дорожного фонда области по отношению к плановым назначениям за последние 3 года имеет тенденцию к снижению (в 2014 году исполнение расходов дорожного фонда составляло 96,2%, в 2015 году – 87,6%).
Статьей 10 Закона о бюджете области на 2016 год Резервный фонд правительства установлен в объеме 100 000,0 тыс. рублей.
В 2016 году принято 22 распоряжения Правительства области о выделении средств из Резервного фонда правительства на общую сумму 73 361,7 тыс. рублей, расходы бюджета области за счет средств Резервного фонда правительства составили 66 857,9 тыс. рублей (91,1%), что на 6 503,8 тыс. рублей (на 8,9%) меньше, чем предусмотрено распоряжениями Правительства области.
Объем государственного долга области за 2016 год уменьшился на 172 355,0 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2017 составил 15 727 645,0 тыс. рублей, что ниже утвержденного Законом о бюджете области на 2016 год верхнего предела государственного внутреннего долга Тульской области на 01.01.2017 на 2 059 718,8 тыс. рублей, или на 11,6%.
Долговая нагрузка на бюджет области (отношение государственного долга к объему доходов без учета объема безвозмездных поступлений) в 2016 году составила 30,3%, к уровню 2015 года снизилась на 3 процентных пункта.
Изменилась структура долга Тульской области в сторону увеличения доли привлеченных бюджетных кредитов из федерального бюджета (их доля увеличилась с 25,5% в 2015 год до 58,7% в 2016 году) при уменьшении доли обязательств перед кредитными организациями (с 22,6% до 3,2%) и обязательств по государственным облигациям Тульской области (с 51,9% до 38,1%).
Расходы бюджета области на обслуживание государственного долга Тульской области составили 878 110,9 тыс. рублей, или 96,9% от утвержденных бюджетных ассигнований и 1,3% от общего объема произведенных расходов. По сравнению с 2015 годом расходы на обслуживание государственного долга сократились на 229 894,1 тыс. рублей, или на 20,7%.
По результатам внешней проверки бюджетной отчетности и в целях устранения выявленных нарушений счетной палатой области выдано 8 представлений в органы исполнительной власти Тульской области и государственный орган, на должностных лиц проверяемых субъектов, должностными лицами счетной палаты области составлено 2 протокола об административных правонарушениях по статье 15.15.6 КоАП РФ «Нарушение порядка предоставления бюджетной отчетности» (Комитет по предпринимательству, Уполномоченные области и их аппарат), 1 протокол об административном правонарушении по статье 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Министерство транспорта области).
Достоверность годового отчета об исполнении бюджета области за 2016 год в части проверенной бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета области в целом счетной палатой подтверждена.
Заключение рассмотрено и утверждено на заседании коллегии счетной палаты Тульской области (протокол от 22.05.2017 № 5) и направлено Губернатору Тульской области и в Тульскую областную Думу.